Протест реформам в образовании и медицине

23 марта 2013 годаво многих городах РФ  планируется провести Всероссийский Социальный Марш Регионов против реформы образования и медицины, против бюджетной реформы.

В настоящее время организационные группы действуют уже в 13 городах: Барнаул, Благовещенск, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калуга, Краснодар, Красноярск, Курск, Нижний Новгород, Самара, Саратов. Количество регионов-участников акции постоянно растет.

Наша группа «В контакте» Гражданская инициатива за бесплатное образование: http://vk.com/nofz83

Группа Социального Марша Регионов: http://vk.com/socmarsh2013

В связи с подготовкой к Маршу регионов Общественное движение «Гражданская инициатива за бесплатное образование» приняло следующее заявление:

«Общественное движение «Гражданская инициатива за бесплатное образование» вместе с другими общественными движениями и политическими силами планирует провести 23 марта 2013 года Социальный Марш Регионов против реформы бюджетной сферы, деструктивных реформ в образовании и медицине, против закрытия вузов, школ и больниц, за бесплатное достойное образование и здравоохранение, за социальные права каждого человека.

Мы – представители разных национальностей, разных мировоззренческих, идеологических и политических взглядов – верующие и атеисты, коммунисты и социально ответственные демократы, патриоты и интернационалисты, политические активисты и далекие от политики люди – глубоко обеспокоены теми разрушительными процессами, которые происходят в последние годы в сфере образования, здравоохранения, культуры.

Мы констатируем, что существующая власть в интересах крупного олигархического бизнеса последовательно проводит политику, направленную на разрушение социальной сферы. Одержимая идеологемой рыночного фундаментализма, она способствует коммерциализации образования и медицины. Внедряемый реформаторами бюрократический квазирынок приводит к выхолащиванию самой сути образования и здравоохранения. Исходя из безумной идеи «эффективности» бюджетных учреждений проводится их «оптимизация», то есть ликвидация тысяч школ, больниц, роддомов, вузов. На ближайшие годы запланировано значительное сокращение расходов федерального бюджета на нужды образования и здравоохранения. Такая политика противоречит самой сути социального государства, противоречит действующей Конституции, согласно которой государство гарантирует каждому гражданину осуществление его социальных прав на бесплатное качественное образование и охрану здоровья. Такая политика значительно ухудшает условия жизни большинства населения, создает для него невыносимые условия.

В этом контексте следует оценивать и принятый в конце 2012 года новый «Закон об образовании», который, по нашему мнению, является неудовлетворительным. В нем не указаны некоторые важнейшие гарантии прав и свобод человека в сфере образования, предусмотренные Конституцией РФ, закреплен статус ЕГЭ как основной формы выпускного экзамена, узаконена сомнительная Болонская система в вузах, нормативно-подушевой принцип финансирования учебных учреждений (за исключением малокомплектных школ в сельской местности), снятие ограничений на плату за пребывание ребенка в детском саду и др.

Перед уходом со своего поста министр А. Фурсенко подписал скандальный стандарт для старшей школы, который делает необязательным изучение фундаментальных естественнонаучных дисциплин, литературу же объединяет с русским языком и превращает в «Русскую словесность», уменьшая к тому же часы на ее изучение.

Распоряжением правительства от 30 декабря 2012 г. утверждена так называемая «дорожная карта» образования. В ней предусматривается – увеличение количества учеников на преподавателя (показатель «количество учащихся на одного преподавателя» вырастет повсеместно: в детсадах – с 8,7 до 9,8 (рост на 12%), в школах – с 10,9 до 13 (19%), в вузах – с 9,4 до 12 (27%), сокращение опытного состава (акцент на увеличение доли молодежи среди учителей), – уход от системы фундаментальной подготовки в вузах в сторону практико-ориентированного бакалавриата и серьезное сокращение педагогов (на 44% в вузах, на 35% в техникумах и колледжах и на 7% в школах), перевод преподавателей и руководителей детских садов, школ, техникумов и вузов на «эффективный» (срочный) контракт.

Такие меры ухудшают положение педагогических работников и, соответственно, ведут к ухудшению качества образования, к понижению его уровня. Реформа образования превращает нашу молодежь в малообразованную дешевую рабочую силу. В связи с этим следует рассматривать правительственное обещание создать миллионы высокотехнологичных рабочих мест как предвыборный блеф.

Реформа бюджетной сферы, проводимая по закону №83-ФЗ, узаконила «оптимизацию сети учреждений», что привело к закрытию и укрупнению ряда образовательных, лечебных и др. учреждений ради экономии бюджетных средств и нанесло удар по общедоступности для наших граждан благ образования и медицины. Закон создает угрозу бесплатности образования и медицины. Создается возможность перекладывания значительной части расходов учреждений на плечи родителей и больных. В медицинских учреждениях из-за сокращения специалистов возникли огромные очереди, что вынуждает больных прибегать к платным медицинским услугам.

Кроме этого, №83-ФЗ ввёл нормативно-подушевое финансирование, которое привело к «перекосам» в финансировании образовательных учреждений, увеличению количества детей в классах, возрастанию нагрузки на преподавателей, сокращению учителей, педагогов-психологов и других специалистов образовательных учреждений.

Таким образом, данный закон имеет ярко выраженный антинародный характер, поскольку приводит к ухудшению социального и материального положения, прежде всего трудящихся граждан страны.

Мы требуем прекратить разрушительные реформы в сфере образования, здравоохранения, культуры. Необходимо законодательно признать, что сфера массового образования и здравоохранения является сектором, где рыночные принципы неприменимы, поскольку рынок терпит провал в этой сфере. Необходимо отказаться от линии на коммерциализацию образования и медицины, и проводить дружелюбную по отношению к этой сфере общественных благ политику.

Мы поддерживаем заявление Учёного совета филологического факультета МГУ «О реформе образования, ее итогах и перспективах».

Мы требуем не вводить в действие и отправить на коренную переработку новый закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) и «дорожную карту» образования (распоряжение Правительства РФ №2620-р от 30 декабря 2012 г.). Мы требуем полностью отменить федеральный закон №83-ФЗ от 8 мая 2010г., признать его ничтожным. Нормативно-подушевой принцип финансирования бюджетных учреждений необходимо осудить как неадекватный, отменить и вернуться к сметному принципу финансирования.

Мы требуем отмены введенного А. Фурсенко стандарта для старшей школы и восстановления прежних принципов разработки и принятия такого рода стандартов.

Мы выступаем против сомнительной Болонской системы, ЕГЭ в его нынешнем виде должен перестать существовать.

Мы считаем, что пересмотренный закон об образовании должен базироваться на законопроекте, составленном группой под руководством депутата О. Смолина, и требованиях, выдвигаемых профильными общественными организациями. Доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование должна быть не менее 7% от объема ВВП в РФ. Зарплата педагогов должна быть достойной, чтобы им не приходилось подрабатывать дополнительно. Минимальные ставки заработной платы и должностные оклады педагогов в среднем и высшем образовании не могут быть ниже среднего размера оплаты труда в целом по Российской Федерации и менее пяти минимальных размеров оплаты труда. Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогов должен превышать средний размер оплаты труда в промышленных отраслях Российской Федерации: для учителей, мастеров производственного обучения – в 1,1 раза; для педагогов государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждений – в полтора раза, для профессорско-преподавательского состава вузов в два раза.

Мы требуем признать результаты «мониторинга вузов» неадекватными поставленной задаче. До выработки новых, более адекватных критериев оценки эффективности вузов следует заморозить все проекты по реорганизации вузов – закрытию, слиянию, сокращению бюджетных мест. Практика объединения вузов в большие конгломераты должна быть осуждена и прекращена.

Мы требуем восстановить в законе об образовании норму, ограничивающую плату за пребывание ребенка в детском саду, прекращения экспериментов с уменьшением количества воспитателей в группах и уменьшением времени пребывания детей в детском саду.

Мы требуем, чтобы были отменены ограничения на финансирование бесплатного дополнительного образования. Без этого хорошие слова о «восстановлении системы внеклассного образования» могут восприниматься лишь в жанре чёрного юмора.

Мы требуем увеличения финансирования сферы здравоохранения до 7% ВВП. Мы требуем, чтобы программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включала в себя все виды медицинской помощи всем гражданам России в полном объеме без ограничений. Мы требуем запрета для государственных медицинских учреждений на оказание платных медицинских услуг. Мы требуем остановить массовое закрытие медицинских учреждений и увольнение медицинских работников. Требуем отмены новой системы оплаты труда и повышения заработной платы работников бюджетных медицинских учреждений, по принципу, предложенному для педагогических работников. Мы категорически против намерения Министерства здравоохранения и социального развития упразднить врачей в системе «скорой помощи». Мы категорически против частной и коммерческой «скорой помощи».

Мы видим, что деструктивные реформы в образовании и медицине делают люди, прямо или косвенно связанные с иностранными организациями, в частности, с Всемирным банком. Мы не доверяем этим организациям, поскольку та политика, которую они навязывают нашей стране, ведет к очевидным негативным последствиям – Россия лишается своего конкурентного преимущества – хорошего, доступного для всех образования и здравоохранения. Поклонники англосаксонской модели могут быть довольны - уровень образования российских школьников приближается к американскому.

В связи с этим мы требуем отстранить от процесса управления изменениями в образовании НИУ-ВШЭ и уволить с должности его ректора Я. И. Кузьминова, Институт развития образования ВШЭ, его научного руководителя И. Д. Фрумина (Руководитель образовательных проектов в Московском представительстве Всемирного банка) и директора центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ВШЭ, «убийцу школ» И. В. Абанкину, Институт стратегических исследований в образовании РАН и его научного руководителя А. М. Кондакова. Мы требуем лишения Института проблем образовательной политики «Эврика» статуса федерального оператора комплексного проекта модернизации образования и исключения А. Адамского из Комиссии по федеральным инновационным площадкам.

Мы требуем, чтобы все преобразования в сфере образования и здравоохранения проходили только при широком общественном обсуждении, и только при одобрении большинством профессионального сообщества педагогов и медиков.

У действующего правительства всегда есть возможность повернуть курс в сторону интересов народа и получить в этом поддержку общественности. Однако с 2010 года и до настоящего момента существующая власть игнорирует наши требования и продолжает деструктивные изменения в образовании и здравоохранении, теряя тем самым всякую легитимность. Не может быть оправданным существование власти, которая подрывает самые основы существования своего народа. В подобном случае являющийся единственным источником всякой легитимной власти народ вправе принять необходимые меры к формированию иной, более адекватной и способной обеспечить интересы большинства граждан системы управления.

Мы не станем пассивно созерцать разрушение нашей страны, и намерены продолжать препятствовать деструктивным реформам всеми возможными способами, предусмотренными Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации, в т. ч. Декларацией Прав Человека ООН. Мы призываем весь народ России и, в первую очередь, трудящееся большинство граждан подняться на борьбу за сохранение основ социального государства в России – бесплатного, качественного образования и здравоохранения для всех. Присоединяйтесь к нашему Маршу, создавайте инициативные группы в своих населенных пунктах, выходите на связь с нашим движением! Массовость и организованность – залог победы!

Данное заявление отражает точку зрения только нашего движения на цели и задачи Социального Марша Регионов. Иные участники Марша могут иметь иную позицию по ряду упомянутых в заявлении моментов

Наша группа «В контакте» Гражданская инициатива за бесплатное образование: http://vk.com/nofz83

Группа Социального Марша Регионов: http://vk.com/socmarsh2013



МБОУ лицей №65 г. Воронеж
© 2005-2017
info{@}sh65.ru