Страничка для родителей. Зачем нужны стандарты в образовании?

В газете Комсомольская правда – Пермь опубликовано интервью с начальником  Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края Галиной  Васильевной Гутник.

Тема беседы:  «Образовательный стандарт: что нужно знать родителям»   Галина Васильевна ответила на вопросы, которые часто волнуют родителей школьников, и на которые они не могут найти  профессиональные ответы. Наверняка,  эта тема   заинтересует родителей не только  Пермского  края, но и  всех регионах РФ.

Ниже приводится полный текст интервью, данный Галиной Васильевной корреспонденту КП-Пермь на прошлой неделе.

«- Галина Васильевна, что же такое - стандарты в образовании? Это какой-то минимум, хуже которого учить нельзя?

- Стандарт - это, скорее, образец, мерило, некий стержень или база. Во-первых, он нужен, чтобы гарантировать качество образования. Чтобы гражданин в любой точке страны мог получить единые базовые основы образования. Чтобы в случае переезда он мог продолжить получать образование, не выбиваясь из процесса. Во-вторых, стандарт в образовании - это основа для продвижения с уровня на уровень. Освоил стандарт начальной школы - продвигаешься на вторую ступень, затем на третью, с третьей - в учреждения профессионального образования. Есть и формальная сторона - освоение образовательного стандарта – залог того, что человек получит документ государственного образца. Родителям важно, чтобы ребенок получил качественное образование. А мерилом этого качества и является государственный стандарт.

- Могут ли родители где-то ознакомиться с ФГОС?

- Могут, но зачем? Конечно, он есть в свободном доступе, но это большой и довольно сложный документ, адресованный ученым-методистам, на федеральном уровне разрабатывающим примерные образовательные программы, на основе которых школы составляют свои программы. То есть мы имеем некую вертикаль: стандарт - примерная программа – программа школы. Вот в составлении программы своей школы родители и могут поучаствовать, законом им дано такое право. Так что родителям полезнее ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к школьной программе.

- В советское время учились без всяких стандартов, и качество образования было на высоте: наука развивалась, промышленность, в космос летали...

- Понятия «стандарт» не было, но образование было жестко регламентировано: во всей стране были единые программы и единые учебники, одни и те же темы во всех школах страны проходили в одно время, общие контрольные писали в один день. Но со временем образование у нас обрело вариативный характер, появились десятки программ по обязательным и необязательным предметам, десятки учебников. Чтобы обеспечить порядок в этом хаосе, нужен стержень - основные требования к образованию на каждом его уровне.

- И что это за требования?

- Требования - ключевое понятие в стандарте, его суть. Это требования к структуре образовательной программы, к условиям ее реализации и к результату. То есть стандарт триедин: программа - условия - результат. Прежде чем мы потребуем от ученика результат, мы должны создать условия. Они включают в себя требования к безопасности в учреждении, к оснащению кабинетов, сохранению здоровья детей, организации питания, обеспечению учебниками и т. д. В каждом детсаду, школе, техникуме или вузе стандарт устанавливает набор таких обязательных условий.

Второй блок - требования стандарта к той образовательной программе, которую на основе примерной разрабатывает для себя каждая школа. Эти требования определяют содержание программы, ее структуру. Так, в ней обязательно должна быть определена цель и приведен перечень программ и учебников по каждому предмету для всех ступеней.

В программе также должна быть заложена система оценивания: родителям должно быть понятно, как их детей будут оценивать. Систем оценивания сейчас много: безотметочная в первом классе, стобалльная и традиционная пятибалльная, зачеты, портфолио, рейтинги и т. д.

 

РОДИТЕЛИ, БУДЬТЕ АКТИВНЕЕ!

- Могут ли родители дополнять стандарт или изменять его?

- Сам стандарт - нет, а программу своего учебного заведения - да. В программе есть обязательный перечень предметов и требования к ним, которые трогать нельзя. А есть вариативная часть, она составляется с учетом мнения родителей, которые могут высказать пожелания по изучению, скажем, дополнительного иностранного языка или, например, спецкурса по проектированию, информатике и т. д. И школа обязана учесть их мнение.

- Слышала, что по новым стандартам кроме обязательных уроков вводятся дополнительные, по желанию родителей, но тоже бесплатные. Это так?

- Да, система внеурочной деятельности - это часть нового ФГОС, очень ценная его особенность. Внеурочная деятельность школы, став частью стандарта, обеспечивается бюджетом. Обучение детей имеет определенные цели, так вот реализация этих целей осуществляется как на уроке, так и за его рамками. То есть какие-то занятия могут проходить вне школы, в форме, например, экскурсии и могут быть вынесены на выходной день.

- А если я захочу, чтобы мой ребенок внеурочно изучал испанский, а другая мама решит, что ее сыну нужна картография?

- Каждая школа, исходя из своих возможностей, формирует перечень форм внеурочной деятельности, которые может предложить на выбор. Родители должны выбирать из этого списка. Предметы за его рамками - это уже платные услуги. Например, курсы английского языка в Воронеже или дополнительные занятия по информатике, биологии, любые факультативы тоже относятся к дополнительным предметам.

 

НА ПУТИ К НОВЫМ СТАНДАРТАМ

- Как вы оцениваете условия реализации стандарта в наших школах?

- Учитывая результаты ЕГЭ, итоговой аттестации в 9-х классах и результаты наших проверок, можно сказать, что базовые условия созданы. Но надо двигаться дальше, условия в современной школе должны отличаться от тех, что удовлетворяли нас 10 - 15 лет назад.

Отмечу такой негативный момент. Многие наши педагоги пассивны в формировании заказов на современное оборудование. Дадут - хорошо, не дадут - и ладно. Думаю, долгие годы безденежья в отрасли приучили их быть излишне скромными в желаниях. Но ситуация сейчас другая: финансирование учебных учреждений позволяет им многое. Стандарт включает в себя требования к условиям, то есть перечень того, что должно быть в школе для уроков по предметам: разное оборудование, электронные таблицы, информационные ресурсы и т. д. Нельзя изучать физику, химию или биологию только теоретически. Обязательно нужны опыты! Да, условия должны создать директор школы и учредитель, но и педагог должен быть активным, требовательным и инициативным.

- А как в связи с введением ФГОС изменились требования к результату в образовании?

- Раньше результат был предметный: «пять» по физике, «три» по истории. Сейчас он триединый: предметный, метапредметный и личностный. Это значит, что ребенок должен овладеть не только знаниями по физике, химии, математике и т. д., но и приобрести некие иные качества, находящиеся как бы над предметами. Например, научиться работать с текстом в виде таблицы, диаграммы, графика, системы символов, рисунка. Самый важный метапредметный результат - это умение добывать знания из самых разных источников. Личностный результат - это, например, умение планировать свои действия, работать в группе и самостоятельно, способность оценить себя и других. Понятно, что за это отметки не предусмотрены. Как учитывать достижения - решает учитель.

- Говорят, что и в детсадах будут вводить стандарты. Зачем? Ведь это не обязательное образование.

- Дошкольное образование - первый этап в системе непрерывного образования, теперь это уровень образования, на котором формируются очень важные качества личности. Требования к этому уровню (стандарт) - это ориентир для педагогов и родителей, совместно воспитывающих и развивающих ребенка.

- Где им об этом узнать?

- В самих учреждениях образования и на их сайтах. По закону учреждения обязаны ежегодно предъявлять результаты самообследования.

- А училища и техникумы какими стандартами руководствуются?

- У них свои стандарты начального и среднего профессионального образования. Если же училище или техникум ведет прием на базе 9 классов, там реализуются и стандарты общего образования.

- В школе родители могут участвовать в разработке программы, а в техникуме или училище?

- Тоже могут. Но здесь соавторами программ становятся и будущие работодатели ребят, предприятия, заинтересованные в хорошо подготовленных специалистах.

- Будут ли вводиться стандарты в учреждениях дополнительного образования детей?

- Предполагается, что и к их программам будут предъявлены федеральные требования.

- А стандарт для лицея или гимназии чем-то отличается от школьного?

Лицеи и гимназии обязаны «выдавать» общий стандарт. Специфика же лицейского и гимназического образование в том, что их программам придается та или иная направленность, например гуманитарная или математическая. В зависимости от этого программа может включать в себя дополнительные спецкурсы, факультативы, практикумы по тем или иным темам. И, конечно, более высокий «надстандартный» уровень достижений школьников.

- В чем главная ценность введения ФГОС для родителей и детей?

Стандарты с новыми требованиями к условиям и результатам. Опираясь на них сейчас создается современная образовательная среда, в которой у детей появится больше возможностей получить качественное образование. Учреждения образования обязаны обеспечивать не только предметные, но и иные результаты, позволяющие ребенку вырасти активным, любознательным и успешным человеком».

Напомним, что частичное введение  ФГОС  в  начальной школе  началось  с 2011 года, в средней школе с 2013 года, в старшей школе будут постепенно  внедряться с 2014 года. В 2012 году  ФГОС стали  обязательными для  младших классов, для школьников 5-9 классов они станут обязательными в 2016 году, а для старшеклассников с 2020 года.



МБОУ лицей №65 г. Воронеж
© 2005-2017
info{@}sh65.ru