Российское образование ждут глубокие перемены

16 июля состоялось заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, на котором с докладом выступил министр образования Дмитрий Ливанов. В своем выступлении он рассказал о том, какие изменения в образование планирует провести его ведомство в ближайшее время.

Дошкольное образование согласно новому закону «Об образовании в РФ» является первой  образовательной ступенькой. Но, по словам министра,  все вопросы, связанные с ним не будет в компетенции его ведомства. «В дальнейшем мы планируем выводить проблему за скобки своего внимания», - заявил Дмитрий Ливанов. Однако он не уточнил, кто в будущем будет принимать решения по ключевым проблемам дошкольного образования.

Далее Дмитрий Ливанов заострил внимание на ЕГЭ. Основной  задачей, по мнению министра, является обеспечение прозрачной процедуры  сдачи ЕГЭ, исключение мошеннических  схем и фальсификации результатов экзамена. Для этого  необходимо широкое применение компьютерных технологий. Измениться и содержание  тестов, например, в иностранном языке появиться устная часть экзамена, появятся новые элементы и в других  предметных КИМ.

Серьезное внимание будет уделено развитию и реформированию системы среднего профессионального образования. «Мы потеряли систему среднего профессионального образования, оттуда ушли ученики. Многие годы туда не вкладывались государственные ресурсы. Дефицит рабочих кадров является одним из главных лимитирующих факторов экономического роста в стране в целом», – сказал министр и добавил, что сейчас активно разрабатываются планы реформы СПО.

Но самые  большие изменения планируется провести в высшей школе. За три года будет сокращено 20% государственных вузов и 30 % их филиалов. В министерстве создана  информационно-аналитическая система, в которую будут заноситься все результаты деятельности вуза и его филиальной части  за 2011-2012 годы. По результатам мониторинга, который планируется завершить в декабре этого года, будут вырабатываться решения по оптимизации образовательной сети. При этом министр подчеркнул, что судьба вуза не отразиться на студентах: в случае реорганизации или закрытия  учебного заведения, все студенты смогут закончить учебу в других вузах по своей  специальности и  на тех же условиях.

Намерения Дмитрия Ливанова реорганизовать и оптимизировать высшую школу поддерживают многие ректоры. « Без этой меры у нашего образования не будет будущего, - уверен проректор по общим вопросам  НИТУ "МИСиС" Игорь Исаев. - В СССР на 300 миллионов населения было около 300 вузов. Сейчас на 144 миллиона человек количество вузов с их филиалами - более 3 тысяч! Мест в вузах сегодня уже больше, чем выпускников школ».

С ним полностью согласен и ректор РЭА им. Плеханова Виктор Гришин. «В большинстве зарубежных стран высшее образование получают 20-30 процентов школьников, - говорит Виктор Гришин. - Это дает им возможность без проблем устроиться на работу по специальности. Количество вузов, увы, не переходит в качество, особенно учитывая крайне скромный размер заработной платы преподавателей.  Надеюсь, что после сокращения вузов объемы госфинансирования не снизятся, и это позволит перераспределить средства на необходимые направления, в том числе на повышение профессорского дохода»

Для оставшихся вузов, по словам Дмитрия Ливанова, планируется значительно повысить требования,  регулярно проводить проверки деятельности учебных заведений, а также качества знаний  учащихся. Для этого в ведомстве  уже разрабатываются КИМ для студентов высшей школы.  "Чтобы мы могли прийти в любой вуз, протестировать студентов и определить качество знаний", - заявил глава Минобрнауки.

Законопроект «Об образовании» в июле будет направлен в Госдуму, по словам Дмитрия Ливанова, он рассчитывает, что его примут либо до конца текущего года, либо в начале 2013.



МБОУ лицей №65 г. Воронеж
© 2005-2017
info{@}sh65.ru