«Деловой завтрак в «РГ» с Ольгой Васильевой

Министр образования Ольга Васильева продолжила традицию предыдущего главы ведомства Дмитрия Ливанова - и приняла участие в «Деловом завтраке» в «РГ», где она ответила на самые актуальные вопросы граждан России, касающиеся образования. В этом году министру было задано рекордное число вопросов, на которые Ольга Васильева дала четкие и конкретные ответы.

Вопрос: «С момента назначения вас на должность Министра образования и науки России прошло чуть больше 100 дней. Что оказалось самым сложным на новой работе?

Ответ: « Я предполагала, что объем работы будет большим, но то, что он окажется таким огромным, не ожидала. Особенность в том, что министерство имеет колоссальное количество разных направлений, которые связаны со школой, наукой, социальными проблемами, специальным обучением, поддержкой одаренных и со многими другими вещами»

Вопрос: «Это правда, что вы своим сотрудникам запретили упоминать слово "услуга"?»

Ответ: «Я попросила не употреблять слово "услуга", когда идет разговор о школе. Это слово тут неприемлемо, как и в медицине, и в культуре. Образование - это воспитание и обучение. Причем воспитание на первом месте.

Вопрос: «Новые технологии привели к тому, что во многих школах уже нет учительских,а сами школы стали такими большими, что педагоги не знают друг друга в лицо. Вас эта проблема беспокоит?

Ответ: «Если люди хотят, чтобы в школе был коллектив - он будет. Если не отдают этому должного внимания, то нет. Я работала в школе 12 лет и хорошо это понимаю. Как историк могу сказать: человек не меняется, меняются декорации. И 5 тысяч лет назад люди плакали и сопереживали точно также, как и сейчас. Надо прикладывать усилия и не ждать, когда кто-то придет и поможет создать хороший педагогический коллектив. Есть школы, которые не имеют такого хорошего оснащения, как в крупных городах, но там есть дух воспитания, педагоги уважают детей и друг друга».

Вопрос: «Нет ли в планах министра отменить тестирование по тем предметам, по которым школьник должен уметь рассказывать, рассуждать и анализировать?»

Ответ: «Вы не совсем правы, говоря, что современный ЕГЭ это тестирование. По гуманитарным предметам мы планомерно идём по пути отмены от вариативной части. Уже сейчас основная часть заданий не тестовые».

Вопрос: «В последнее время директорами школ становятся люди, не имеющие педагогического образования, менеджеры, которые говорят: "Зачем так много уроков русского языка? Зачем библиотеке книги, если есть гаджеты?" Как вы к этому относитесь?

Ответ: «Ни один директор не может сказать: «Зачем так много уроков русского языка?» У нас есть жесткая программа, которую надо выполнять. Проблема в том, что менеджеры, особенно молодые, считают, что можно управлять всем и вся, не зная предмета. Как правило, через короткое время жизнь показывает, что это не так. Думаю, потихонечку все наносное отлетит и останется то, что и должно быть в школе. Все страны прошли через те же тысячи вариативных программ, которые были у нас, ставили похожие эксперименты. И все возвращаются к опорной традиции и инновационному движению вперед.

Допустим, в Китае все школы занимаются по единым учебникам по всем базисным предметам. При этом есть и углубленные учебники. В Англии принят единый учебный план для всех школ. То же самое в Германии, за исключением региональных земель. Когда мы создавали историко-культурный стандарт, мы не были первыми. Первыми стали Нидерланды, а после нас единый учебник по истории создала Великобритания. Школа — живой организм, в котором есть многое, чем нельзя управлять, будучи просто менеджером».

Вопрос: «Учителя жалуются на то, что программы по гуманитарным предметам не синхронизированы. В итоге дети не понимают "Муму" и удивляются, почему Герасим не ушел вместе с ней в деревню, так как не знают, что такое крепостное право. В 5-м классе по истории они проходят Древний мир, а крепостное право будет только в конце 6-го класса. Будут ли программы по разным предметам синхронизированы?»

Ответ: « Дискуссии по Древнему миру в 5-м классе, наверное, лет сорок. Мое глубочайшее убеждение: учебник Свенцицкой и Годера - лучший из всех существующих. Ирина Сергеевна Свенцицкая учила меня в свое время - это крупнейший специалист по древней истории. История Древнего мира в 5-м классе, Средневековье в 6-м - можно сказать, сказки по истории, но потом мы приближаемся к началу отечественной истории, и здесь, безусловно, синхронизация нужна. Допустим, война 1812 года и роман Толстого "Война и мир", "Полтава" Пушкина и события Северной войны. Авторы стандарта пытались идти по пути синхронизации истории и литературы, этот сложный процесс будет продолжаться».

Вопрос: «Вы сказали, что будет меняться содержание учебников для начальной школы. Зачем это нужно?»

Ответ: «В федеральном перечне учебников 1376 книг, 405 из них — учебники для начальной школы. В моем кабинете есть почти все. Я просмотрела книги для начальной школы, для старшей, особенно — по гуманитарным дисциплинам. Не все они выдерживают критику. Некоторые учебники слишком упрощенные для детей. И на это обращают внимание родители. Большую тревогу вызывает «Родное чтение». Для ребенка очень важен иллюстративный ряд. И хотелось бы, чтобы в учебниках были яркие, красочные иллюстрации, а не черно-белые картинки, где какой-нибудь зверь нарисован штрихами пером.

Есть и другая проблема: допустим, есть хороший учебник музыки одного издательства и есть менее привлекательный учебник другого издательства. Школы делают закупки централизованно, и в школу чаще всего попадают учебники одного издательства. Не всегда самые удачные».

Вопрос: «Уже два раза в школе поменялась программа по английскому языку, а с ней и учебники. И все равно без репетитора не можем обойтись. Но на дополнительных занятиях красивые и интересные учебники, а в школе — скучные. Почему в школе нельзя взять книги иностранного издательства?»

Ответ: « До 1953 года наша страна изучала немецкий язык. И то поколение, которое воевало на фронтах Великой Отечественной войны и закончило 10-й класс с 1937 по 1941 год, знало немецкий так хорошо, что многие могли помогать работе военных переводчиков. Начиная с 1953 года, и по сей день мы никак не можем выйти на должный уровень преподавания иностранного языка. Учебники иностранных издательств иначе построены, там заложен принцип изучения иностранного языка как родного.

Мы тоже не учим с 1-го класса на русском языке правила пунктуации и орфографии. Чтобы ответить на этот вопрос, надо провести большую аналитическую работу. Мне кажется, язык должен быть инструментом для общения и, наверное, это могло бы стать главной задачей школы. Кстати, словарный запас Шекспира 40 тысяч слов. У нас, когда мы говорим о бытовых вещах, — 350 и 3 тысячи, когда рассказываем о чем-то красивом».

Вопрос : «Мой сын учится в 5-м классе. В этом году в его программу хотят добавить второй иностранный язык (греческий), поскольку нет других преподавателей иностранных языков. Программы и так перегружены. Можно ли отказаться от изучения второго иностранного языка?»

Ответ: « Прежде всего, необходимо посмотреть учебный план и программу школы, доступ к которым должен быть у каждого родителя (учебную программу школа обязана вывешивать на своем официальном сайте). Если там утвержден греческий язык, то его необходимо будет изучать.

Что касается нагрузки, школы должны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, в которых четко регламентирована допустимая нагрузка по часам на каждую возрастную категорию. Например, для первых классов обучение может быть только в рамках 5-дневной учебной недели (не более 21 часа), с возрастом часы нагрузки постепенно увеличиваются, в пятом классе это может уже быть и 6-дневная неделя, но в пределах допустимых часов».

Вопрос: "Москва и Санкт-Петербург очень серьезно занимаются подготовкой детей к Всероссийской олимпиаде. А когда прогресс дойдет и до глубинки? Почему Минобрнауки не разработает личные кабинеты для всех участников олимпиады, чтобы они могли получать консультации и иметь хотя бы равные возможности для обучения с москвичами?"

Ответ: «Всероссийская школьная олимпиада проходит в несколько этапов: школьный, районный, городской, региональный, общероссийский. Подготовка к каждому этапу проходит отдельно. Накопленный опыт показывает, что победителями общероссийского этапа становятся не только москвичи или ребята из Санкт-Петербурга, но и из других регионов страны. Конечно, учителя играют большую роль в помощи ребятам в подготовке к олимпиаде. Российское олимпиадное движение очень мощное, но об успехах ребят мало кто знает, и сейчас мы запускаем ресурс на базе нашего официального сайта - где любой сможет увидеть и найти всю необходимую информацию о Всероссийской олимпиаде, а также о выступлениях наших сборных команд на мировой арене. Вы можете ознакомиться с этим разделом http://минобрнауки.рф/олимпиада. Что касается вашего пожелания разработать личные кабинеты для участников олимпиад, я обязательно передам ваши пожелания нашим специалистам, и если это технически возможно - мы реализуем это».

Вопрос: «Закончилось ли объединение вузов? Будут ли еще слияния, реорганизации?

Ответ «На сегодняшний день остановлены все реорганизации. В этом процессе четыре вуза. Я буду настаивать на том, чтобы каждый из этих вузов был отдельным и самостоятельным. Среди них есть, кстати, Геологоразведочный университет, который принес огромную славу нашей стране. Министерство даст возможность каждому вузу представить свои программы развития для того, чтобы они могли выйти на тот хороший уровень, который был раньше. Будут ли дальнейшие объединения? Есть хорошая идея создания опорных вузов, в которых заинтересованы региональные бизнес-структуры, местные власти. Такой опорный вуз мог бы дать толчок развитию региона. Такие примеры уже есть, создано 11 опорных вузов. У нас есть программы по созданию в опорных вузах инновационных центров, мы готовы помогать и поддерживать университеты».

Вопрос: «Какая школа вам ближе — Гай Германики или показанная в фильме «Доживем до понедельника»?

Ответ : «Школу Гай Германики я даже не буду обсуждать. Если принять факт, что школа такая, можно расписаться в некомпетентности всех учителей и руководства. Конечно, мне ближе школа из фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника».



МБОУ лицей №65 г. Воронеж
© 2005-2017
info{@}sh65.ru