Проблемы российского школьного образования выявляет PISA

Уже в пятый раз в нашей стране проводится масштабное тестирование российских школьников по международной образовательной методике PISA. Оно продлится до середины мая. Напомним, что исследование PISA проводится трехлетними циклами, и каждый раз имеет свой доминирующий профиль. В 2009 году оценивалась грамотность чтения и результаты, полученные в ходе тестирования, оказались шоковыми для чиновников образовательной сферы: школьники из России оказались лишь в пятом десятке.

тестирование российских школьников по международной образовательной методике PISAВ этом году проверяются математические навыки, и, скорее всего,  результат окажется также неутешительным. Достаточно вспомнить проводившийся недавно в Москве пробный ЕГЭ по математике, когда треть школьников не смогла справиться с элементарными задачами. А ведь столичные школы считаются по своему уровню выше среднего по стране.

В тестировании 2012 года примут участие 15-летние школьники из 42 субъектов РФ. В каждой области выберут от 4-х  до 10 образовательных учреждений. Всего в исследовании примут участие учащиеся из  65 стран.

Методика PISA принципиально отличается от экзаменов и тестов, к которым привыкли наши учащиеся. Проверяется не  уровень усвоения школьной программы, а способность применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.  PISA анализирует умение ребенка системно мыслить, решать какие-то проблемы, на основе уже полученных в школе знаний. Основная цель тестирования — ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»

В 2003 году, когда российские школьники проходили последнее математическое тестирование, наша страна оказалась на 29-31 месте среди 40 стран в своей выборке. Наши ученики не смогли решить и трети предложенных задач. Такие результаты были признаны неудовлетворительными и организаторы исследования предложили российским чиновникам отказаться от стандартного уровня исследования и перейти на более простые тесты, которые проводятся в  государствах третьего мира. Однако они отстояли право находиться в сообществе ведущих стран, и поэтому  детей тестируют по стандартной методике.

Как заявила  координатор PISA в России, руководитель центра оценки качества образования  Института содержания и методов обучения РАО Галина Ковалева, не стоит ждать хороших результатов и  в этом году.

Чиновники пытаются объяснить сложившуюся ситуацию разными причинами. Бывший глава Рособрнадзора Виктор Болотов отмечает  специфичность международной  методики исследования, и, кроме того, он считает, что картину значительно портят учащиеся ПТУ, которые также участвовали в тестировании. «Если бы их не было, мы были бы если не в элите, то точно не в последней трети стран», — заявил Болотов. Кроме того, он считает, что нынешним чиновникам надо большее внимание уделять слабым школам. «При Фурсенко слабыми школами окончательно перестали заниматься, все сосредоточились в поддержке передовых и успешных школ и пишут федеральные и региональные программы по поддержке одаренных детей. Но нет, подчеркиваю, ни одной программы по работе с отстающими», — сетует Болотов.

Галина Ковалева видит другую проблему нашего образования –  подростки не умеют находить в тексте нужную информацию и интерпретировать ее к конкретной ситуации. «Если вы даете даже очень сложную задачу, но по образцу и из школьного сборника, которым дети пользуются для подготовки, они ее решают. Но стоит немного изменить ситуацию, ребята теряются. Ориентация на передачу большого массива знаний не формирует самостоятельности мышления. Но именно на запоминание, а потом проверку этого массива и направлены большая часть заданий ЕГЭ и учебники, не имеющие достаточного дидактического аппарата, позволяющего сформировать высокий уровень умений или способов действий с учебным материалом».

тестирование российских школьников по международной образовательной методике PISAЗаместитель министра образования и науки Игорь Реморенко считает, что проблемы современного российского образования связаны с тем, что до сих пор не введены новые образовательные стандарты. Они как раз направлены на проектные формы обучения и  ориентированы не только на предметные знания, но и на межпредметные. Обучаясь по этим стандартам, дети будут осваивать не только «чистые» знания, но и компетенции, также умения и навыки. Кроме того, в школах учителя  не применяют в образовательной деятельности достижения современной педагогики, в которой разработаны активные формы обучения школьников.

На общемировом уровне неплохо выглядят наши младшие школьники и старшеклассники. А вот образовательная политика в   среднем звене нуждается в серьезном реформировании. «Именно там любознательные и стремящиеся учиться младшеклассники постепенно превращаются в замкнутых и агрессивных подростков», — говорит Реморенко.

Наша школа, как и раньше сильна в предметных знаниях. Об этом  свидетельствуют результаты международного тестирования по TIMSS и PIRLS, где анализируется именно то, как ученик изучил школьную программу, и, исходя из результатов, оценивается система образования страны. Но, согласно мнению международных экспертов, именно PISA  отвечает  запросам современности  и позволяет определить, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счет потенциала подрастающего поколения.

Официальные результаты PISA-12 будут обнародованы в декабре 2013 года.



МБОУ лицей №65 г. Воронеж
© 2005-2017
info{@}sh65.ru