Образовательная политика правительства приведет к сокращению учителей и преподавателей и увеличению нагрузки на одного педагога

В череде новогодних праздников общественность не заметила важного распоряжения от 30 декабря прошлого года за № 2620-р, опубликованного на сайте правительства. Документ называется «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (дорожная карта) и подписан в канун наступления Нового года, когда весь народ находился в предпраздничных хлопотах.

Под  термином «дорожная карта», подразумевается  план мероприятий, расписывающий последовательность действий государственных структур, направленных на выполнение задачи, обозначенной в названии распоряжения.

Как сказано в документе, программа была разработана по наказу правительства, в целях реализации поручений Президента РФ, содержащихся в бюджетном послании  и "учитывает положения программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы".

Дорожная карта охватывает период с 2012 по 2018 год: все мероприятия и  количественные показатели грядущих изменений расписаны по годам, охватывая все ступени образования: от дошкольного до высшего. Не забыта и наука.

Не затрагивая всех «благ», которые ожидает наше образование, остановимся лишь на некоторых показателях, наиболее значимых и чувствительных  для учителей школ и преподавателей вузов.

На стр.24 документа приводятся ожидаемая динамика такого показателя, как "число обучающихся в расчете на 1 учителя". В 2012 году - 10,9 человек. В 2018 году - 13. Таким образом, нагрузку школьного учителя планируется увеличить почти на 20% (точнее, на 19,3%). Теперь, если учесть, что число школьников за данный период  вырастет (это также отражено в соответствующей графе) и рассчитать абсолютное количество учителей за этот же период, то получаются весьма любопытные цифры.

В 2012 году  учителей было 1 225 800 человек, а в 2018 году останется 1 138 800. Вывод простой: при росте контингента учащихся планируется сократить 87 000 учителей.  При этом Министерство образования планирует увеличить количество молодых учителей в возрасте до 30 лет с 17 до 24 процентов от общего числа педагогического корпуса. Каким образом это будет сделано – не понятно: молодёжь не слишком-то рвётся в эту профессию?

Далее. В 2014 году планируется "подготовка методических рекомендаций и внесение изменений в приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников". Вряд ли стоит ожидать, что норма часов за ставку учителя станет меньше. Логично ожидать, что нынешние полторы ставки станут одной, а зарплата за эту нагрузку будет увеличена, то есть достигнет теперешней зарплаты за полторы ставки. Как говорится: и волки сыты, и овцы целы.  Теперь закон об образования в части оплаты труда учителей будут соответствовать требованиям педагогов: зарплата за одну ставку  должна быть не меньше, чем средняя зарплата по экономике региона.

Не лучшая доля уготована преподавателям вузов. Как следует, из документа, число обучающихся за 2012-2018 год уменьшится с 6940 тысяч до 5145 тысяч. В этот же период количество студентов в расчете на одного преподавателя вырастет с 9,4 до 12. Если рассчитать абсолютное число преподавателей высшей школы, получаем: в 2012 году их было 690425, а к 2018 году станет 428750 человек, то есть составит 68 % от нынешнего состава, при этом  нагрузка  оставшихся вырастет почти на 28%.

Таким образом, за 6 лет планируется уволить  87 тысяч школьных учителей и 261 тысяча преподавателей вузов (38%).

Удивляет бухгалтерская точность, с которой авторы дорожной карты смогли рассчитать повышение качества школьного образования. За показатель здесь взят, так называемый  децильный коэффициент (интернетовские комментаторы сразу же окрестили его дебильным коэффициентом). Этот показатель впервые был озвучен в Госпрограмме развития образования на 2013 - 2020 гг. Напомним, что  такое децильный коэффициент: это "отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена».

Дорожная карта предписывает темпы роста эффективности образования с точностью до сотых процента. Динамика децильного коэффициента такова: 2013г. - 1,82; 2014г.-1,74; 2015г. - 1,7; 2016г. - 1.66; 2017г. - 1,62; 2018г. - 1, 58.

Есть в документы и цифры, устанавливающие ежегодный плановый  рост показателей в рамках исследований PERLS, TIMSS, PISA и многое другое – это надо читать и изучать

Полный текст документа находится здесь.

Под государственным документом уже поставлены  визы многих структур, в том числе и подпись премьера. Если протестные выступления  общественных и образовательных структур не сумеют добиться отзыва  дорожной карты, то  будущее нашего образования, судьба учителей, преподавателей, школьников и студентов  выглядит  весьма мрачной. А в целом и   будущее России вырисовывается туманным.



МБОУ лицей №65 г. Воронеж
© 2005-2017
info{@}sh65.ru