Техника быстрого чтения

По нормам начальной школы во втором классе ребенок должен уметь читать в среднем от 50 до 80 слов в минуту. В третьем классе – уже от 120 до 150 слов. Взрослый человек способен прочесть до 300 слов. Однако многие старшеклассники остаются на уровне третьего класса, а некоторые со временем снижают скорость чтения, если их деятельность не требует освоения литературных источников.

В то же время, многие публичные люди могут похвастаться скоростью своего чтения, которая и помогла им достичь высот в бизнесе, политике, юриспруденции. Они читают около 1000 слов в минуту. Тут речь не идет о тексте, который записывается на диктофоны, поскольку такое чтение возможно лишь без воспроизведения текста вслух.

Такие успехи может показывать и обычный студент, которому быстрота чтения непременно пригодится в учебе, и даже школьник, которому в соответствии с новой школьной программой приходится осваивать значительно больше литературы, нежели его родителям. Не помешают такие умения и любому взрослому человеку, не безразличному к прочтению новинок или освоению новых знаний.

Быстрота чтения доступна благодаря особой технике, освоить которую можно и самостоятельно.

Скорочтение доступно людям с образной памятью. В основе каждой технологии лежит принцип мышления образами – прочитав часть текста, следует автоматически перевести его в образы. У людей с творческой образной памятью это получается само собой. Человек читает книгу и прокручивает ее сюжет в виде картинок.

Человеку со слуховым восприятием это сделать сложно. Ему проще прослушать запись, сделанную на цифровой микро-диктофон, и пересказать ее практически дословно. Но запись нельзя ускорить. Поэтому, людям со слуховым восприятием нужно научиться мыслить образами. Методики скорочтения в этом случае предлагают для начала попробовать прочитать небольшой текст и отобразить его в картинке. Также хорошо тренирует образное мышление запоминание картинок, цифр, расположения предметов.

Как правило, дети обладают образным мышлением. Но они плохо умеют читать. Вот почему осваивать технику скорочтения следует начиная с третьего-четвертого класса, когда ребенок уже осознанно и свободно читает.

Развив образное мышление можно переходить непосредственно к самой технике, которая заключается в быстром прочтении текста «глазами». Следует прочитать несколько предложений первого абзаца страницы, затем пробежаться глазами по самому тексту, и прочесть последние несколько предложений. Не стоит пытаться сосредоточиться на конкретном предложении. По мнению психологов в мозг информация поступает намного быстрее, чем мы ее анализируем.

Поэтому после прочтения сначала небольшого рассказа таким образом, у вас должно отложиться в голове: название, автор, имена основных героев, основной сюжет и перипетии.

Не стоит думать, что такое чтение получится сразу, тут тоже нужна тренировка. Но после нескольких дней таких упражнений можно действительно научиться читать намного быстрее. Не останавливайтесь на достигнутом.



МБОУ лицей №65 г. Воронеж
© 2005-2017
info{@}sh65.ru