Технические вузы ищут своего абитуриента

В нашей стране складывается катастрофическая ситуация с инженерно-техническими кадрами – их востребованность на рынке труда растет с каждым годом. А абитуриенты с завидным упрямством игнорируют технические специальности. В результате на факультеты, готовящие инженерные кадры, поступают самый слабый контингент выпускников. В отсутствие конкурса они легко становятся студентами технических вузов, хотя многие из них попросту не способны освоить учебную программу.

Проблема эта формировалась закономерно: в течение длительного периода: происходил развал отечественного производства, рабочих мест становилось все меньше, заработок невысокий и нестабильный. Все это привело к тому, что престиж профессии инженера упал до нуля. Современные дети даже стесняются признаться в том, что у кого-то из них отец или мать работают инженером.

инженерные специальностиВ настоящее время производство постепенно поднимается с колен, предприятия получают госзаказы, выигрывают тендеры. А высококлассных специалистов не хватает, причем не только инженерно-технических работников, но и рабочих. Выпускники технических вузов по некоторым специальностям сейчас нарасхват, их заманивают на производство высокими зарплатами (квалифицированный станочник может зарабатывать более 100тыс. руб.), хорошими соцпакетами, различными льготами. Потребность в таких специалистах по стране составляет как минимум 12 тыс.человек, вузы выпускают ежегодно лишь 8 тыс., а до производства доходит лишь половина из них. Какой процент из них становится высококлассным профессионалами – это отдельный разговор.

Поэтому многие вузы, готовящие инженерно-технические кадры, меняют систему образования и готовят специалистов под нужды местного промышленного комплекса. Благо, что в программах для бакалавров и магистров 50-70% учебных часов находятся в компетенции региона. Это позволяет подстроиться под рынок труда и готовить специалистов под конкретные рабочие места.

Хорошей идеей является открытие непосредственно на промышленных предприятиях своих кафедр и учебных центров, где студенты-старшекурсники получают за время учебы различные специальности.

Многие вузы «копают» еще глубже – пытаются заинтересовать техническими профессиями школьников. При университетах открывают межшкольные комбинаты, куда учащиеся приезжают на занятия. По мнению ректоров многих инженерных вузов - поиск «своих» абитуриентов надо начинать со школьной скамьи. Сотрудничество вуза и школы очень перспективный путь, хотя и затратный. Только в этом случае, выбор профессии инженера будет мотивированным и осознанным, а на производство придет грамотный специалист.



МБОУ лицей №65 г. Воронеж
© 2005-2017
info{@}sh65.ru